Международная программа развития Вашего ребенка. 
FasTracKids в Ярославле
 

Просмотр вопроса
Очень часто родители детей дошкольного возраста задаются вопросом, куда пойти учиться?
Как правильно развивать своего ребенка? Что нужно знать и уметь ребенку для гармоничного и правильного развития? Как добиться социализации детей? Как добиться того, чтобы ребенок стал лидером и не бояться публичных выступлений? Какой центр раннего развития и программа в большей степени подойдет именно их ребенку?
26 января 2015

Отталкиваясь именно от этих запросов многих родителей, которые звонят и интересуются именно этими вопросами в наш центр раннего развития FasTracKids, постараемся разобраться  в особенностях развития и наиболее важных этапах развития детей дошкольного возраста, от 1,5 до 7 лет! 

 

Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте ребенок все чаще познает мир за пределами своей семьи. Усложняется содержание общения с окружающими людьми, увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок.
Основная тенденция дошкольного возраста выражается в возникновении стремления ребенка быть таким же как взрослый. Однако сами взрослые не всегда готовы принять данную позицию ребенка, запрещая ему манипулировать многими предметами быта. Подражая взрослым, ребенок проявляет самостоятельность, приучается к общественно полезному труду. Потребность быть как взрослый удовлетворяется в сюжетно-ролевой игре наиболее сложном виде деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста. Поэтому когда ребенок на просьбу родителей что-либо сделать, отвечает, что еще не доиграл, нужно посмотреть, во что именно играет ребенок. В играх дети проигрывают роли и ситуации, которые видят в реальной жизни.
Важную роль в жизни ребенка-дошкольника играет сверстник. У детей формируются относительно устойчивые симпатии, складывается совместная деятельность. Общение со сверстником это общение с равным себе, оно дает возможность ребенку познавать самого себя. Специфичными для дошкольного возраста являются продуктивные (изобразительные) виды деятельности: рисование, конструирование, аппликация, лепка.
В результате осуществления этой деятельности ребенок производит не только какой-то продукт, отображая в нем свои впечатления и опыт жизни, но так же развивает моторику, воображение, внимание, память и другие познавательные процессы. В этом плане продуктивные виды деятельности сходны с игрой.
В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем,что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего на основе непосредственных впечатлений. Сформированные навыки учебной деятельности помогут дошкольнику в его последующей школьной жизни.
Часто родители, воспитатели и, к сожалению, педагоги думают, что если ребенок перед школой умеет читать, писать и считать, то успех ему обеспечен. Однако практика показывает, что часто читающий, пишущий и считающий ребенок, с легкостью приступив к учебе, вдруг, совершенно неожиданно для родителей, начинает снижать свои успехи.
Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу ребенок был зрелым не только в физическом и социальном отношении, но и достиг определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует необходимого запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важно положительное отношение к учению; способность к  саморегуляции поведения и пороявления  волевых усилий для выполнения поставленных задач. Кроме этого, необходимо наличие у ребенка мотивов, побуждающих к учению.Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний. Не менее важным являются навыки речевого общения, развития мелкой моторики руки и зрительно-двигательной координации.
Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое формируется в социальных условиях, в процессе взаимодействия с окружающим миром и не является изначально присущим человеку от рождения. Также можно сказать, что познавательный интерес – избирательная направленность человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека и его познавательные возможности. Развитие познавательного интереса – сложный процесс. Он имеет свои направления, закономерности и особенности, которые необходимо знать и учитывать педагогу в работе с дошкольниками.
В процессе обучения детей дошкольного возраста познавательный интерес является средством обучения –  т. е  как средство привлечения внимания к обучению, активизации мышления детей, как средство, заставляющее ребенка волноваться, переживать, увлеченно работать. В этом случае можно говорить о занимательности обучения.
 

Назначение «занимательности обучения» состоит в следующем:

первоначальный толчок к познавательному интересу;
опора для эмоциональной памяти, средство для запоминания;
своеобразная «разрядка» напряженности на занятии, средство переключения эмоций, внимания, мыслей;
средство повышения эмоционального тонуса для пассивных детей.
Познавательный интерес выступает и как мотив учебной деятельности. Для образования мотива в старшем дошкольном возрасте уже недостаточно внешних воздействий (занимательности). Мотивы должны опираться на потребности самой личности: лишь то, что для самой личности представляет необходимость, ценность, занимательность, закрепляется в мотиве. Мотив заставляет ребенка интересоваться тем или иным не только в рамках учебной деятельности, но и за их пределами.
Развитие познавательного интереса у  дошкольников   возможно при наличии в дошкольном учреждении  развивающей среды.
 Дети очень восприимчивы к окружающему и поэтому вся обстановка детского сада (классы) имеет большое развивающее значение. При внешней пассивности окружающие  предметы активно воздействует на детей. В процессе взаимодействия с  объектами окружающего мира  дети  узнают о назначении вещей, сравнивают между собой игрушки, обращают внимание на их форму, размер, цвет, материал, пропорции.
Нельзя говорить о полноценном развитии ребенка – дошкольника, если его окружающая обстановка примитивна и хаотична, и он не получает от взаимодействия с ней позитивную информацию. С помощью развивающей среды можно изменить активность детей, влиять на их эмоциональное состояние, а можно мешать проявлению фантазии, развитию индивидуальности, отрицательно влиять на взаимоотношения детей друг с другом, на процесс обучения.
 

Предметная среда способствует  развитию познавательного интереса ребенка только в том случае, если он:

увлечен изучаемым материалом;
стремится выполнить разнообразные, особенно сложные задания;
проявляет самостоятельность в подборе средств, способов действий в достижении результатов;
обращается к воспитателю с вопросами, характеризующими их познавательный интерес.
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в большой мере зависит от педагога, поэтому к  нему предъявляются особые требования: Педагог  должен быть не только профессионалом, но и развитой личностью. Так, например, К.Д. Ушинский, в свое время отмечал: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером  можно образовать характер».
 
 

Таким образом, показателем познавательного интереса  будет, если дети:

думают (анализируют, обобщают, доказывают);
удивляются, радуются успехам и достижениям, новизне;
внимательны, целеустремленны, настойчивы, проявляют волю;
фантазируют (предвосхищают, создают новые образы). 
 

Сильнейшим побудителем развития познавательного интереса дошкольников является внешняя привлекательность наглядного материала, использование игровых приемов в образовательном процессе:

внесение дидактической игрушки, сказочного персонажа, игровых атрибутов;
коллективных форм выполнения заданий, путешествий, КВН, конкурсов смекалистых, игр – соревнований, головоломок. 
 

Поддерживают у детей интерес к деятельности:

художественное слово (сказки, рассказы, стихи, прибаутки, загадки, пословицы),
выражения («Следите за моей мыслью!», «Продолжи мою мысль», «Обратитесь к своей – копилке – памяти», «Завяжите узелок на память»).
Действенным приемом развития познавательного интереса у дошкольников является умело поставленный вопрос, заставляющий думать, размышлять, находить. Вопросы можно сгруппировать по цели взаимодействия. 
 

Для развития

Исследования в области дошкольного образования, показали, что формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством современных образовательных технологий:
-использования  ИКТ технологий,
-экспериментирования,
- проектной деятельности,
-проблемно-игровыми технологиями,
-методами ТРИЗ,
-знаково-символическими средствами- моделировании
 Всем этим в полной мере оснащен наш центр и вот уже на протяжении 8 лет, дети, посещающие основную программу FasTracKids  с легкостью расширяют свои представления о мире, закономерности, особенности при помощи интерактивной доски и эксперементирования.
Для осуществления полноценного развития познавательного интереса у дошкольников необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи
 Гармоничное развитие ребенка  должно строиться в соответствии с его интересами и возможностями, обеспечивать личностный смысл его деятельности, способствовать становлению личности реализующей ценности в жизни.
Развитие познавательного интереса является первостепенной задачей умственного воспитания дошкольников. 
 
 

     Педагог-психолог центра раннего развития FasTracKids                                                                                   г.Ярославль                                                                                           

     Наталья Власова

26 января 2015
Ответы (0)

Нет ответов, Ваш ответ будет первым

← Назад